Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня познакомимся со стихами, которые дети учат в начальной школе по программе «Школа России». Пока это будет 1, 2 и 3 класс, но позже статья дополнится новыми произведениями.
Для начала расскажу, как помогаю сыну учить заветные строчки наизусть. Во-первых, следует заверить малыша, что у него всё получится. Подбодрить юного чтеца словами о том, что у него отличная память и постепенно стихи запомнятся.
Во-вторых, если есть возможность выбора, стихи лучше выбирать вместе с ребенком. Он сможет быстрее и лучше запомнить то произведение, которое ему самому нравится.
Далее следую по шагам:
- Несколько раз выразительно и не быстро читаю полное стихотворение сама. Ваня слушает.
- Далее предлагаю прочитать строчки вслух вместе хором.
- Затем при открытой для взора ребенка книге я читаю по одной неполной строчке. При этом Ваня заканчивает чтение строчки сам. Например, я читаю «идет матушка», а Ваня продолжает – «весна». И так несколько раз.
- Потом я читаю все меньше, а ребенок все больше. По каждой строчке свое чтение я продвигаю влево. В конце получается, что малыш читает самостоятельно и почти не смотрит в книгу.
- Затем книгу убираю. Ваня пытается прочесть строки наизусть, а я помогаю, если он забывает какие-то фрагменты.
Стоит сказать, что чем больше стих, тем дольше его приходится учить. Поэтому не всегда рассчитывайте на моментальное запоминание. Скорее всего потребуется возвратиться к учебе еще несколько раз.
1 класс
Идет матушка-весна,
Отворяй-ка ворота.
Первый март пришел,
Белый снег сошел.
А за ним пришел апрель
Отворил окно и дверь.
А уж как пришел май,
Солнце в терем приглашай! (С. Маршак)
***
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
2 класс
В начале второго учебного года мой сын участвовал в конкурсе чтецов, посвященном родному городу. Вместе с ним мы выбрали небольшое стихотворение местного автора – Эрнеста Кузьма.
Небо над Касимовым синее пресинее,
Травы изумрудные в заливных лугах.
А еще над Сиверкой сосны золотистые,
Да вода хрустальная бьётся в родниках.
Над Окою матушкой вечерами вешними
Песни задушевные льются до утра.
А еще на Бабинке в зарослях черёмухи
Раздаются звонкие трели соловья.
Был в далёких странах я, видел дива дивные,
Видел я красивые сказки-города.
Только самою лучшею, самою красивою
Сказкой был Касимов мой, где бы ни был я.
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро осень проснется
И заплачет спросонья (Константин Бальмонт).
***
Увела меня дорожка
От крылечка в лес густой.
Я не малое лукошко,
А корзину взял с собой.
Я заглядывал за кочки,
Под березовые пни.
Ох и хитрые грибочки!
Где же спрятались они?
Зря искал их под осиной
И под елью зря искал.
Видно, я большой корзиной
Все грибы перепугал (В. Д. Берестов).
***
Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской.
***
В третьей четверти второго класса по программе «Школа России» школьники учат наизусть стихотворение Есенина, но не полное, а в сокращении. Расскажу, как мы с сыном учили это произведение.
Сначала я прочитала сыну данный стих самостоятельно с выражением. Затем объяснила, что значат непонятные ему слова и словосочетания. Например, «зима аукает», «седые облака», «метелица ковром шелковым стелется», «стозвоном сосняка», «как детки сиротливые». Я уверена, что ребенок быстрее запомнит то, что понимает. Поэтому стараюсь объяснять, что, как и почему.
Затем Ваня прочитал стих 3 раза сам.
Потом я взяла тетрадь, которая была под рукой, и немного закрыла стих справа. Получилось, что мы видели только начало и середину строк. Ребенок снова прочитал все сам, договаривая то, что не видит.
Пришло время закрывать конец и середину строк. Я так и сделала. И Ваня снова прочел все стихотворение.
В следующий раз я закрыла все, кроме первых букв каждой строки. Сын и в этот раз справился. По сути дела, он уже много раз прочитал произведение и запомнил его, а первые буквы помогли вспомнить начало. Вот и все.
Вроде бы как для забавы мы с ним написали «код стиха». Это те самые первые буквы, по которым легко все вспомнить. Именно с этим кодом Иван повторил стих наизусть перед сном, а потом утром перед школой.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
***
Следующее произведение, которое задали выучить – «Белая береза» Сергея Есенина.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
***
Это стихотворение сын учил на конкурс чтецов «Друзья природы». Можно было выбрать любое произведение на тему экологии, но нам почему-то понравилось это.
Закрой глаза, Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа — щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра.
***
Если был бы я девчонкой —
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки.
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты,
Сынок!»
(Эдуард Успенский)
3 класс
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный —
Всё вторит весело громам. («Весенняя гроза» Фёдор Иванович Тютчев)
Для справки. Перлы — жемчужины.
Второе стихотворение, которое дети учат в третьем классе — «Детство» Ивана Захаровича Сурикова. Здесь представлено произведение полностью, но учитель обычно задает первые 4-5 четверостиший.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь, —
Руки не согнешь, —
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку —
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке…
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Это будто я.
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
Точно жар, горит;
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
Для справки. Светец — подставка для лучины, освещавшей деревенскую избу. Смежит — закрывает.
***
Из стихотворения «Зима» наизусть задали первые 4 четверостишия, но здесь публикуется стих полностью.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лет что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкина дети учат в третьем классе, но не полностью. Количество столбиков обычно определяет учитель, у нас три.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.
Далее детям задали учить наизусть отрывок из сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане и славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне».
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
«Здравствуй, красная девица, —
Говорит он, — будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
В январе в школе прошел конкурс чтецов под названием «Без прошлого нет будущего». В нашем случае выбор пал на стихотворение А. С. Пушкина «Бородинская годовщина». Сын выучил первые 20 строчек и занял 3 место среди всех третьих классов школы. Здесь публикую полное произведение, ведь чем старше ребенок, тем больше строчек он сможет выучить.
Великий день Бородина
Мы братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда ее вела!..
Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор.
И что ж? Свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне.
Знакомый пир их манит вновь —
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будем им похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном, хладном новоселье,
Под злаком северных полей!
Ступайте ж к нам: вас Русь зовет!
Но знайте, прошеные гости!
Уж Польша вас не поведет:
Через ее шагнете кости!..»
Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы;
И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый —
И бунт раздавленный умолк.
В боренье падший невредим;
Врагов мы в прахе не топтали;
Мы не напомним ныне им
Того, что старые скрижали
Хранят в преданиях немых;
Мы не сожжем Варшавы их;
Они народной Немезиды
Не узрят гневного лица
И не услышат песнь обиды
От лиры русского певца.
Но вы, мутители палат,
Легкоязычные витии,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России!
Что взяли вы?.. Еще ли росс
Большой, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон?
Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Наш Киев дряхлый, златоглавый,
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?
Ваш буйный шум и хриплый крик
Смутили ль русского владыку?
Скажите, кто главой поник?
Кому венец: мечу иль крику?
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: все стоит она!
А вкруг ее волненья пали —
И Польши участь решена…
Победа! Сердцу сладкий час!
Россия! Встань и возвышайся!
Греми, восторгов общий глас!..
Но тише, тише раздавайся
Вокруг одра, где он лежит,
Могучий мститель злых обид,
Кто покорил вершины Тавра,
Пред кем смирилась Эривань,
Кому суворовского лавра
Венок сплела тройная брань.
Восстав из гроба своего,
Суворов видит плен Варшавы;
Вострепетала тень его
От блеска им начатой славы!
Благословляет он, герой,
Твое страданье, твой покой,
Твоих сподвижников отвагу,
И весть триумфа твоего,
И с ней летящего за Прагу
Младого внука своего.
Далее программа «Школа России» включает стихотворение Александра Александровича Блока «Ветхая избушка», которое детки также должны выучить наизусть.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег…
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом…
В снежном доме будет
Резвая игра…
Пальчики застудят, —
По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна, —
Ан, уж дом растаял,
На дворе — весна!
В середине февраля нашему классу на уроке английского языка задали учить наизусть следующее стихотворение.
Обжёгся я на молоке
В английском как-то языке
С тех пор уже на воду дую —
В вопросах говорю я Do you?
А если «он-она» мелькают,
Я Does, конечно, подключаю.
А в отрицаньи Don’t и Doesn’t
Запомнил я, конечно, сразу.
И -s всегда я, без сомненья,
В глаголе ставлю в утвержденье.
He likes, she likes, we like, they like —
A car, a scooter or a bike!
4 класс
Первое стихотворение, которое нашим четвероклашкам задали учить наизусть, оказалось отрывок из сказки Ершова «Конёк-горбунок».
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счетом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать —
Как бы вора соглядать;
Наконец себе смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
Летят перелетные птицы
В осенней дали голубой,
Летят они в жаркие страны,
А я остаюся с тобой.
А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий,
И Африка мне не нужна.
Немало я стран перевидел,
Шагая с винтовкой в руке.
И не было горше печали,
Чем жить от тебя вдалеке.
Немало я дум передумал
С друзьями в далеком краю.
И не было большего долга,
Чем выполнить волю твою.
Пускай утопал я в болотах,
Пускай замерзал я на льду,
Но если ты скажешь мне снова,
Я снова все это пройду.
Желанья свои и надежды
Связал я навеки с тобой —
С твоею суровой и ясной,
С твоею завидной судьбой.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать.
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать,
А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна.
В начале декабря в классе сына по литературному чтению задали выучить наизусть одно из двух стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева.
Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась…
***
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!
Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, дву — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.